Часто бывает так, что в любящей семье, где больше одного ребенка, дети начинают вести себя как враги. Они никак не могут договориться, кричат и ругаются между собой. Это соперничество, очень частое явление в семьях с несколькими детьми.

Важно помнить, что соперничают все дети, не только в рамках одной семьи. Каждый ребенок хочет быть умнее, лучше, сильнее другого.

Именно этим желанием объясняется эффективность метода соревнования в воспитании детей, но не следует его использовать до достижения детьми 7 лет. Также не стоит применять этот метод воспитания в семье, особенно если дети разновозрастные, так как у них разные умственные и физические возможности.

Соперничество – это своего рода адаптация ребенка к миру, он таким образом учится общаться с людьми. Некоторые психологи отмечают, что причиной соперничества также может быть отношение родителей к детям, именно оно подстегивает детей к соперничеству.

Специалисты говорят, что очень яркие формы принимает соперничество между детьми с разницей в возрасте менее 7 лет. Многим мамам знакомы обращения детей «Мама, а кого ты больше любишь, меня или Машу?».

 

Очень часто причинами соперничества между детьми являются:

  • детская ревность. При появлении младшего ребенка в семье старший ребенок начинает думать, что его любят теперь меньше. Этого нельзя допускать. Родители должны каждый день показывать и говорить обоим детям о том, что они их любят. С детьми необходимо проводить как можно больше времени, увлекать их играми, прогулками, важно разговаривать с детьми.
  • борьба за пространство. Каждый ребенок индивидуален, у него свой характер, темперамент и дети должны научиться уживаться между собой и свыкнуться с особенностями друг друга. Кроме того, важно, чтобы у каждого ребенка было свое личное пространство, то есть, свой диван, стол и т.д.
  • часто бывает так, что соперничество бывает проявлением скуки, например, один ребенок сознательно начинает цеплять другого, просто, чтобы повеселиться.
  • в младшем возрасте дети еще просто не умеют решать конфликты, родители должны научить их делать это.
Задача родителей постараться предотвратить соперничество, для этого следует одинаково относиться к детям и уделять им одинаковое количество времени, не выделять кого-то одного из детей.

Если же проявление соперничества – адаптация к обществу, то родители должны научить своих детей взаимодействию в обществе. Кроме того, родители должны правильно реагировать на соперничество между своими детьми, чтобы не допустить того, что оно нанесет детям психологическую травму.

Разобраться в этом вопросе могут помочь родителям квалифицированные психологи.

Кроме того, психологи советуют родителям не вмешиваться в конфликты между детьми, нужно чтобы они разобрались сами, это научит их взаимодействовать между собой.

Если же конфликт вышел из-под контроля, то вмешаться все-таки стоит. Родители не должны кричать и ругаться на конфликтующих детей. Также родителям не стоит занимать сторону одного из детей.

Основным условием развития ребенка при соперничестве в семье – это большое количество внимания, заботы матери и отца. Важно, что психика маленького ребенка пластична и многое еще можно поменять. Потому что, когда ребенок повзрослеет, то история соперничества может стать для него бесконечным соперничеством с друзьями, коллегами и т.д.

 

Родителям обычно очень трудно говорить о смерти со своими детьми. Как сделать абстрактные понятия жизни и смерти понятными? Как можно объяснить, что смерть окончательна и необратима?

Многие удивляются тому, насколько легко их ребенок подходит к теме и насколько они заинтересованы в деталях. Иногда случается, что ребенок внезапно сталкивается со смертью в реальности. Например, когда умирает родственник или домашнее животное. Но даже если это не так, у большинства детей много вопросов о смерти.

 

Какие мысли возникают у детей о смерти?

Детское восприятие смерти сильно отличается от восприятия взрослых. Это в основном потому, что маленькие дети по-разному понимают «живое» и «не живое». Для них все живое: движущиеся, издающие звуки или иным образом активные предметы, включая телефон или стиральную машину. Поэтому они не воспринимают «мертвых» как конечное состояние: в их мире многие вещи временно не живут, а затем снова оживают.

«Навсегда» - это трудно понять детям, и поэтому они не понимают окончательности смерти.

В младшем школьном возрасте дети все более дифференцируются в понимании смерти и постепенно осознают, что все живые существа должны умереть, в том числе и они сами. Многие сейчас заняты вопросом о собственной смерти или смерти своих родителей и братьев и сестер.

Тем временем, они также знают о причинах смерти, такие как возраст, болезнь или несчастные случаи. Детей начальной школы очень интересует все, что происходит после смерти с мертвыми: от похорон, вопроса неба или разложения тела.

 

Некоторые советы о том, как разговаривать с ребёнком про «смерть»

  • Долгие разговоры на эту тему вовсе не нужны. Если у Вас ребёнок пока еще совсем малыш, покажите ему цветы в вазе, которые засохли и «умерли». Мертвую птицу на краю дороги или кошку, поймавшую мышь. На этих примерах объяснить, что даже животные умирают и что они больше не живут. И тогда ребенок поймет, что смерть – это часть жизни и что ее нельзя отменить.
  • Не пугая ребенка объяснить, что все живое должно умереть. Объяснить, что никто не знает, когда человек должен умереть, но что люди обычно умирают тогда, когда они очень стары.
  • Не надо пытаться обмануть ребенка и скрыть этот факт, потому что рано или поздно ребенок всё равно узнает правду. Следует называть вещи своими именами, потому что иносказательность может сыграть дурную шутку, ведь дети воспринимают многие вещи буквально. Ободряющие заявления, такие как «Дедушка уснул навсегда» или «Тетя покинула нас», могут вызвать у них страх: что, если они просто не проснутся снова? Надо просто объяснить, что люди умирают и почему.
  • Рассказать ребенку, что никто точно не знает, что происходит после смерти. Объяснить, что существует множество разных идей о том, что происходит после смерти (это может стать первым толчком к разговору о Боге, например).
  • Не запрещать разговоры о смерти: «Мама, когда ты умрешь?» - возможно, придется сначала проглотить этот вопрос, но придется найти на него понятный ребёнку ответ. Дети задают конкретные вопросы и хотят получать на них конкретные ответы. Если родители уклоняются от всех вопросов о смерти, дети могут начать переживать напрасно и внезапно цепляться за родителей. Что если они внезапно исчезнут? Отвечая на его вопросы серьезно и доходчиво, Вы дадите ему ощущение уверенности, в которой он нуждается, чтобы справиться с проблемой смерти и неизвестности, которую эта тема влечет.
  • Позволить себе горевать. В случае смерти в семье или среди друзей, не надо скрывать горе от ребенка. С одной стороны, ребенок все равно увидит, с другой стороны, важно воспринимать смерть как часть жизни, а горе - как часть смерти.

А самое важное, следует объяснить ребенку, что он никогда не останется один, чтобы ни случилось. Ведь для ребенка – это самый большой страх. Постарайтесь вселить в него уверенность и избавить от ненужных переживаний.

 

Занять ребёнка в дороге (в самолёте, поезде, авто), в кафе/ресторане, в поликлинике, на выставке, в гостях, в отеле или в любом общественном месте (ведь планшеты с мультиками - не самая полезная альтернатива, да и работает не вечно!), стоит набором полезных и интересных «развлекашек», подобранных по возрасту.

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Кстати, такие детские наборы - это еще и отличный подарок ребёнку и его родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Вам также может быть интересно: