Для начала - не волноваться. И запомнить как аксиому: "Процесс становления речи проходит у всех детей по-разному."

Действительно, дети начинают говорить в разное время. Но всё же многих мам и пап волнует то, что их ребёнок не говорит в 2 года. Почему для них это так важно? Во-первых, потому что на них давит мнение окружающих, близких, членов семьи и примеры других детей (на площадке, в саду и проч.), которые в таком же возрасте уже очень хорошо разговаривают и даже читают стихи.

Нормы – это лишь статистические показатели. И даже статистика неоднозначна: сегодня считается, что "норма" - это если малыш начал произносить свои первые предложения в период от 1,5 до 2,5 лет.

Интересно, что согласно наблюдениям в последнее десятилетие наблюдается более позднее развитие речи у детей, чем у предшествующих поколений.

Возможно (мнение автора) это обусловлено тем, что современные семьи стали более замкнутыми, и вербальное общение в них часто заменяется невербальным (соцсети, мессенджеры, переписка по эл.почте и т.п.). Да и большие семейные застолья и домашние "чаепития" случаются все реже.

Поэтому наших бабушек и дедушек так удивляет, если, например, ребенок в полтора года не произносит ни слова. Но современного логопеда это ни сколько не удивит.

Разве не часто мы видим картину: из комнаты, в которой сидит несколько человек, не доносится ни слова? Правильно, ведь каждый из них в этот момент невербально общается с кем-то в своем личном смартфоне. Так откуда детям брать импульс к словесному выражению своих мыслей и чувств?

Если ребенок в 2 года вообще не разговаривает и даже не произносит отчетливо слово "мама", это не значит, что у него задержка развития. Просто в этот период у ребенка активна только внутренняя речь.

Но это и не означает, что родителям не стоит пытаться проанализировать причины более медленного становления речи у своего ребенка, чем у других ребят.

Причины могут быть обусловлены как личностными и даже физиологическими особенностями малыша, так и скрываться в том, как часто и в какой манере происходит общение внутри его семьи.

 

1. Нехватка вербального общения с новорожденным ребенком с первых дней его жизни.

Многим взрослым кажется странным всерьез разговаривать с таким крохой! Поэтому все общение в первые месяцы жизни сводится к "сюсюканиям". Логопеды же советуют много и часто разговаривать с новорожденным и в его присутствии (можно показывать ему примеры разговоров, разыгрывая сценки с помощью игрушек).

Пусть Вам будет казаться, что Вы выглядите очень странно, как будто общаетесь сами с собой. Но на самом деле Вы помогаете малышу привыкнуть к родной речи: он будет улавливать интонации, отличия между звуками, частоту речи, ее мелодию. А всё это - основа для развития осознанной речи в более позднем возрасте.

Не зря есть много примеров из реальной жизни, в которых ребёнок после поездки к более разговорчивым, чем его родители, родственникам всего на несколько дней вдруг начинал произносить целые фразы, даже если до этого он вообще не разговаривалПомните, что для обучения любому языку, родному или иностранному, нужна соответствующая среда.

 

2. Беглая, слишком быстрая или нечеткая речь окружающих.

Важно не только то, как часто родители члены семьи общаются с малышом и между собой. Важно и то, КАК они произносят слова и фразы. Давно замечено, что чем крупнее город, в котором живет человек, тем быстрее темп его жизни и, соответственно, средний темп его речи.

Поэтому если Вы замечаете за собой склонность произносить слова нечетко, "глотаете" их или слишком торопитесь в разговоре - сбавляйте темп, когда Вы общаетесь с малышом или находитесь в непосредственной близости от него. Помните, он Вас слушает и слышит, даже если Вам кажется, что до Ваших слов ему нет никакого дела.

 

Советы, которые могут побудить малыша к разговору

  • Чаще притворяйтесь, что Вы не понимаете, чего от Вас хочет Ваш кроха. Переспрашивайте, побуждайте его к речи: "Ты хочешь эту игрушку? Ты хочешь пить, да?" Старайтесь всегда сначала дождаться какой-то словесной реакции от него, и только после этого удовлетворяйте желание малыша. Так он быстрее привыкнет к установке, что его речь побуждает действие с Вашей стороны.
  • Не ругайте и не стыдите малыша за то, что он молчит. Ни в коем случае не произносите "вот посмотри, как это мальчик / девочка хорошо разговаривает, а ты всё молчишь!" и т.п. Если ребенок молчит, это вовсе не означает, что он не понимает смысл Ваших слов, а Ваше раздражение может только усугубить ситуацию.
  • Следите за тем, чтобы все члены семьи не коверкали слова, подражая "детской" речи, не сюсюкали и правильно произносили слова.
  • Больше читайте ребенку сказки, стишки, пойте песенки.
  • Называйте все предметы и описывайте, что происходит вокруг.
  • Поощряйте каждое слово малыша и показывайте то, как Вы радуетесь его словам.
  • Ведите себя так, как будто малыш уже хорошо говорит: обращайтесь к нему за помощью, прося его что-то принести, кому-то что-то передать на словах, просите закончить слово / фразу. Вот увидите, Ваша внутренняя уверенность вскоре сотворит чудо!

 

Занять ребёнка в дороге (в самолёте, поезде, авто), в кафе/ресторане, в поликлинике, на выставке, в гостях, в отеле или в любом общественном месте (ведь планшеты с мультиками - не самая полезная альтернатива, да и работает не вечно!), стоит набором полезных и интересных «развлекашек», подобранных по возрасту.

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Кстати, такие детские наборы - это еще и отличный подарок ребёнку и его родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Вам также может быть интересно: